Сергей Шинкарук
Персональный сайт писателя
 

КАК ПИСАТЬ СЦЕНАРИИ

Недавно я побывал на семинаре Лары Сягер, назовем ее так. Лара – всемирно известный «сценарный гуру» и консультант по созданию сценариев и фильмов. Эта веселая пожилая дамочка в течение нескольких часов, всего за несколько сотен долларов с человека, учила «как хороший сценарий сделать Великим».
Все, что она говорила, я уже слышал или читал ранее:

– вы должны придумать такую историю, чтобы ее можно было рассказать двумя предложениями;
– в вашем сценарии должны быть неожиданные повороты, чтобы удивлять или поражать зрителя каждые 5-7 минут;
– характер главного героя должен меняться к концу истории…
Ну и так далее.

Мне всегда казалось, что сценарист или писатель придумывает историю для того, чтобы сказать что-то важное о том, что его волнует или беспокоит, а вовсе не затем, чтобы кого-то удивить или поразить.
Ну, да ладно… Не буду больше комментировать «науку», как с помощью фантазии и усердия делать деньги. Просто расскажу киношку, которая придумалась сразу после семинара.
Итак.
Кабинет выдающегося сценариста Лары Сягер. Она сидит за компьютером и играет в «косынку». Робкий стук в дверь, входит Лев Николаевич Толстой – босой, с длинной бородой, в длинной рубахе.
– Я вам, матушка, сценарий принес, – говорит Лев Николаевич и вынимает из мешка рукопись в пять килограммов. – Прочтите, пожалуйста.
– Я должна все это читать?! – удивляется Лара. – Я на этапе принятия сценария в работу больше двадцати строк не читаю. Как называется ваша история?
– «Война и мир».
– Звучит банально. А о чем она, в двух словах можете рассказать?
– Ну, это эпопея, описывающая войны против Наполеона 1805-го и 1812 годов.
– Ничего не поняла. Кто главный герой? В чем его конфликт? С самим собой? С окружающими?
– У меня много главных героев. Пьер Безухов, семейство Ростовых, Болконские, Элен, Платон Каратаев…
– Достаточно. Знаете, что я вам скажу. Вы, судя по возрасту, уже опытный сценарист, но так и не научились выделять главное. Скорее всего потому, что не посещали мои семинары. Так что идите и сократите это все до десяти страниц, предварительно прочитав мою книгу, а потом поговорим.

Следующим в кабинете появился Достоевский.
– Ну, если в двух словах… – начал отвечать он на вопрос Лары, – то эта история о том, как бедный студент не мог оплатить учебу в университете, поэтому решился на убийство.
– Не мог оплатить учебу и убил, это современно, – сказала Лара. – Дальше…
– Убил он старуху-ростовщицу топором, а потом еще пришлось замочить свидетельницу.
– По-моему, многовато крови. А что в конце происходит с главным героем? Его характер меняется?
– Конечно! На каторге ему открывается, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца – к любви. И он берет в руки Евангелие.
– Скучно и мрачно! – констатировала Лара. – И слишком много психологизма. Разве что получится элитарное кино, массовый зритель такое смотреть не будет.

Последним в кабинет сценарного гуру шумно ворвался Пушкин.
– Привет! – закричал он прямо с порога. – Есть офигительный сюжет! – Саша уже знал о неудачных попытках коллег пристроить свои сценарии. – История, значит, такая, слушайте: «Питерский ловелас Онегин, которому все столичные интрижки жутко надоели, уезжает в деревню. Там он знакомится с молодым поэтом Ленским и двумя сестричками: Таней и Олей. Ленскому нравится Оля, а Татьяна втюрилась в Онегина, которому на нее плевать с высокой колокольни».
– То есть любовный четырехугольник? – заинтересовалась Лара. – Дальше, мой мальчик.
– А дальше Онегин в своем стиле, чтобы позлить Ленского, начинает ухаживать за Ольгой. Результат – дуэль, и Ленский гибнет.
– Гм… А продолжение есть?
– Есть! Через три года Онегин встречает Таню на балу, но она уже жена генерала. И вот теперь Онегин влюбляется, но она ему отказывает, хотя ее чувства к нему остались прежними.
– Вот! Наконец-то! Первая перспективная история за день. Конечно, мы ее чуть подправим. Например, Татьяна ему не отказывает, у них бурный роман. Ослепленный любовью, Онегин убивает генерала, и его отправляют на каторгу, откуда он возвращается через десять лет. Эти годы изменили Евгения: он стал гораздо сильнее и гораздо жестче. Онегин узнает, что его любимая замужем за Ленским, который на самом деле выжил. Именно Ленский надоумил Татьяну, как наказать Онегина за былое равнодушие. Онегин разрабатывает комбинацию, как отомстить им обоим…
– А Ольга? – прервал Пушкин знаменитую сценаристку.
– Молодец! – воскликнула Лара. – Как же мы забыли про Ольгу?! Ольга тоже любит Онегина, а он использует ее как орудие мести… Ну и так далее. Не переживайте, Сашенька, мы из вашего среднего сценария сделаем Великий!
Вот такое кино…
И знаете, что я подумал? А ведь последний сюжет, что Лара докрутила, вроде ничего. Если поменять имена и фамилии, то никто не догадается, откуда идея. Тогда, чуть дотянув Пушкина, неплохой сериальчик можно забабахать! Хотя… Наверняка кто-то до меня это уже сделал.

© 2013 Сергей Шинкарук